Спортивные и подвижные игры

Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа сельского

поселения «Село Дуди» Ульчского муниципального района Хабаровского края

Принята на заседании
Педагогического совета школы
МБОУ СОШ с.Дуди Протокол
№1 от «30» августа 2023 г.

УТВЕРЖДАЮ Директор
МБОУ СОШ
с.Дуди___________Е.В.
КалистратоваПриказ № 46 от
«31» августа 2023г.

Рабочая программа
дополнительного образования детей
«Спортивные и подвижные игры»

Возраст детей: 7 – 10 лет
Срок реализации программы: 1 год

с. Дуди
2023 - 2024 учебный год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа дополнительного образования «Спортивные и подвижные игры»
рассчитана на один учебный год, 4,5 часа в неделю, и направлена на укрепление
здоровья (физкультурно-оздоровительная направленность) детей младшего
школьного возраста 7 – 10 лет.
Данная программа может рассматриваться как одна из ступеней к здоровому
образу жизни и неотъемлемой частью всего воспитательного процесса в школе,
через специально организованную двигательную активность ребенка. Этим и
объясняется ее актуальность.
Целью программы «Спортивные и подвижные игры» является обучение
детей бережному отношению к своему здоровью, начиная с раннего детства;
укрепление здоровья воспитанников, их общей физической подготовки; развитие
разнообразных двигательных способностей и совершенствования умений
школьников.
Целесообразность данной программы состоит в укреплении здоровья,
повышении физической подготовленности и формировании двигательного опыта, а
также в снятие психологического напряжения после умственной работы на уроках.
Подвижные игры способствуют всестороннему, гармоничному физическому
и умственному развитию, формируют необходимые навыки, координацию
движений, ловкость и меткость. Подвижные игры, построенные на движениях,
требующие большой затраты энергии (бег, прыжки и др.), усиливают обмен
веществ в организме, оказывают укрепляющее действие на нервную систему
ребенка. Они способствуют созданию бодрого настроения. Увлеченной игрой,
ребенок забывает о своих маленьких огорчениях, весело и дружно играет со
сверстниками.
Подвижным играм присущи образовательные задачи. Игра
оказывает большое воздействие на формирование личности, поскольку в ней
проявляются и развиваются умения анализировать, сопоставлять, обобщать и
делать выводы. Правила и двигательные действия подвижной игры создают у
играющих верные представления о безопасном поведении в реальной жизни,
закрепляют в их сознании представления о существующих в обществе отношениях
между людьми.
Таким образом, в «Подвижных и спортивных играх» реализуется не только
область «Физическое развитие», но и «Социализация», «Безопасность»,
«Коммуникация», «Познание».
Отличительной чертой данной программы является ее практическая
значимость на уровне индивидуума, школы, социума, ведь основной особенностью
подвижных игр являются их соревновательный, творческий, коллективный
характер. Все свои жизненные впечатления и переживания младшие школьники
отражают в условно-игровой форме.
Задачи программы:

1.

2.

3.

Образовательные:
 ознакомление с играми народов мира;
 ознакомление с основными знаниями техники безопасности;
 ознакомление с принципами правильного питания;
 ознакомление с основными видами мышц;
 формирование правильной осанки;
 ознакомление с основными правилами личной гигиены.
Развивающие:
 развитие основных физических качеств: быстроты, ловкости, меткости,
выносливости;
 развитие внимания и координации;
 развитие гибкости и выносливости.
Воспитательные:
 воспитывать чувство ответственности и умения работать в команде;
 воспитание активной жизненной позиции;
 способствовать приобщению учащихся к спорту, общекультурным и
гуманистическим ценностям;
 воспитывать волевые качества.

Ожидаемые результаты:
- овладение учащимися тактикой техникой различных игр;
- укрепление здоровья, улучшение физического развития;
- обогащение двигательного опыта;
- расширение кругозора учащихся;
- привитие стойкого интереса к занятиям спортом.
Форма организации деятельности: групповая, индивидуально-групповая. С
целью максимальной реализации программы широко используется способ
проведения занятий в игровой форме. Занятия имеют практическую
направленность, теоретическая часть включается в каждое занятие в виде краткого
словесного изложения основ техники безопасности при проведении спортивных и
подвижных игр и упражнений. Наглядные методы обучения используются в виде
показа выполнения упражнений педагогом. Во время практических занятий
применяются разнообразные методы ведения тренировки.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Программа предлагает, как проведение регулярных еженедельных внеурочных
занятий со школьниками (в расчёте 4,5 часа в неделю), так и возможность
организовать занятия крупными блоками - соревнованиями.
Распределение учебного времени на виды программного материала.
Название раздела (модуля)

Количество
(занятий)

часов

Всего Теория Практика
1. Спортивные игры

37

14

23

1.1 Мини-футбол

15

6

9

1.2 Баскетбол

12

5

7

1.3 Бадминтон

10

3

7

2. Подвижные игры

60

18

42

2.1 Перестрелка

20

6

14

2.2 Пионербол

20

6

14

2.3 Салки

20

6

14

3. Общая физическая подготовка

32

3

29

3.1 Упражнения в движении

16

1

15

3.2 Упражнения с мячами

16

2

14

10

14

45

108

4.
Организация
мероприятий

и

проведение

5. Всего

спортивных 24
153

См. также ПРИЛОЖЕНИЕ.

СОДЕРЖАНИЕ ИЗУЧАЕМОЙ ПРОГРАММЫ

Раздел

Темы

Спортивные игры:
-правила игры;
(баскетбол, бадминтон, мини-футбол) -профилактика травматизма;
-элементы техники игры;
-тактические комбинации;
Подвижные игры и эстафеты
-правила игры, эстафет;
(на развитие быстроты, ловкости, -техника безопасности во время игры,
координации,
выносливости, эстафет;
скоростно-силовых
качеств):
«Пионербол»,
«Перестрелка»,
«Круговая лапта», «Воробьи и
вороны»,
«Снайперы»,
«Третий
лишний», «Салки», и др.
Общая физическая подготовка

-упражнения на гимнастической стенке, с
набивными мячами, на гимнастических
скамейках и др. на развитие основных
двигательных качеств;

Общеразвивающие упражнения

-упражнения в движении;
-упражнения в парах;
-упражнения с мячами;
-упражнения на гимнастической стенке;
Организация
и
проведение Соревнования
по
подвижной
игре
спортивных мероприятий
"Перестрелка";
Эстафеты и спортивные конкурсы с
элементами баскетбола;
Соревнования по бадминтону;
Турнир по мини-футболу.
См. также ПРИЛОЖЕНИЕ.
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ
Развитию самостоятельности в младшем школьном возрасте хорошо
содействует организация спортивных соревнований и спортивных праздников. Они
особенно эффективны, если в основе их содержания используются упражнения,
подвижные игры, способы деятельности и знания, освоенные школьниками на
уроках физической культуры. Для полной реализации спортивно-оздоровительного
направления внеурочной деятельности учащихся особое внимание требуется
уделять и проблеме воспитания культуры здоровья у младших школьников.
Внеурочная деятельность может включать в себя выполнение общественной
нагрузки, культурный и активный отдых на основе оздоровительных мероприятий.
Для формирования привычки к здоровому образу жизни младших школьников

необходима совместная работа педагога с родителями, психологической и
медицинской службой, администрацией школы.
В образовательном процессе используются следующие технологии:
- ролевые игры;
- работа в группах;
- работа в парах сменного состава.
Освоение и совершенствование техники двигательных действий будет
осуществляться словесными (диалог), наглядными (показ упражнения,
компьютерная демонстрация) методами. Для развития двигательных способностей
будут использоваться следующие методы: метод слитного (непрерывного)
упражнения с нагрузкой умеренной и переменной интенсивности, метод круговой
тренировки, игровой метод, соревновательный, строго регламентированного
упражнения и повторный.
С целью максимальной реализации программы широко используется способ
проведения занятий в игровой форме. Занятия имеют практическую
направленность, теоретическая часть включается в каждое занятие в виде краткого
словесного изложения основ техники безопасности при проведении спортивных и
подвижных игр и упражнений. Наглядные методы обучения используются в виде
показа выполнения упражнений педагогом. Во время практических занятий
применяются разнообразные методы ведения тренировки. Оценка результатов
освоения программы проходит в виде сдачи экспресс- тестов-упражнений.
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ
ОСНАЩЕНИЕ
СПОРТИВНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.

Спортивный зал
Стенка гимнастическая
Скамейка гимнастическая
Канат для лазания
Коврик гимнастический
Гимнастические маты
Мяч теннисный
Мяч гимнастический
Мяч баскетбольный
Мяч мини - футбольный
Скакалка гимнастическая
Палка гимнастическая
Сетка для игры в бадминтон
Устройство для установки сетки
Ракетки бадминтонные
Воланы
Кегли
Комплект щитов баскетбольных с кольцами и сеткой
Ворота футбольные

ВНЕУРОЧНОЙ

20.

Сетка для переноса мячей
Аптечка медицинская
22.
Секундомер
ПРИЛОЖЕНИЕ
21.

Раздел
№
программы

Содержание
учебного
материала

Тема

Требования к уровню
подготовки
обучающихся

1 четверть

1

Подвижные
игры

Инструктаж
по
технике
безопасности
на
Экскурсия
в
занятиях
страну
подвижными
«Спортландия».
играми.
Правила
Упражнения
в
безопасности на
ходьбе.
занятиях
подвижными
Обычный бег.
играми.
Понятия:
Игра «К своим подвижная
игра,
флажкам».
правила игры.
Игра «К
флажкам».

Осваивать
технику
безопасности.
Осваивать
универсальные
умения
по
взаимодействию
в
группах.

своим

ОРУ в движении.
2

Подвижные
игры

Общеразвивающие Общеразвивающие
упражнения.
упражнения.
Игра «Пятнашки».

Подвижная
«Пятнашки».

игра

Уметь
играть
подвижные игры
бегом.

в
с

ОРУ в движении.

3

Подвижные
игры

4

Общая
физическая

Общеразвивающие Прыжки на месте
упражнения.
на двух и одной Уметь
играть
Прыжки на месте. ноге.
подвижные игры
бегом, прыжками.
Игра «Прыгающие Подвижная
игра
воробышки».
«Прыгающие
воробышки».
Правила
безопасности

Инструктаж
на технике

в
с

по Осваивать
технику
безопасности.

подготовка

занятиях
общей безопасности
на Различать
физической
занятиях
общей упражнения
по
подготовкой.
физической
воздействию
на
подготовкой.
развитие
основных
Развитие
физических качеств.
скоростноОРУ в движении.
силовых
Проявлять скоростноПонятия:
способностей.
силовые способности.
физические
качества
(способности),
общая физическая
подготовка.
Прыжок в длину с
места. Эстафеты.
ОРУ в движении.

5

6

Общая
физическая
подготовка

Развитие
скоростных
способностей.

Общеразвивающие
упражнения.

Общая
физическая
подготовка

Развитие
скоростных
способностей.

ОРУ в движении.

Различать
упражнения
по
воздействию
на
развитие
основных
физических качеств.

Эстафеты с бегом и
Проявлять скоростные
прыжками.
способности.

Эстафеты.

Проявлять
скоростные
способности.

Различать
упражнения
по
Общеразвивающие воздействию
на
упражнения
со развитие
основных
скакалкой. Прыжки физических качеств.
со скакалкой.
Осваивать
технику
прыжков со скакалкой.

Общая
физическая
подготовка

Развитие
выносливости.

8

Подвижные
игры

Общеразвивающие ОРУ в движении и
Уметь
играть
упражнения.
на месте.
подвижные игры
Игра «Зайцы в Подвижная
игра бегом, прыжками.
огороде».
«Зайцы в огороде».

9

Организация
и
проведение
спортивных

Спортивный
Эстафеты
и
Общаться
и
праздник
«Мы спортивные
взаимодействовать в
сильные,
мы конкурсы
между
игровой деятельности.
ловкие».
командами классов.

7

в
с

мероприятий
2 четверть

Подвижные
10 игры

Правила
безопасности
занятиях
подвижными
играми.
Игра «Лисы
куры».

11

12

Инструктаж
технике
на безопасности
занятиях
подвижными
играми.

по
на

и ОРУ в движении

Осваивать
технику
безопасности. Уметь
играть в подвижные
игры
с
бегом,
прыжками.

Подвижная
игра
«Лисы и куры».

Подвижные
игры

Общеразвивающие
упражнения
с
ОРУ в движении
предметами:
с
Подвижная
игра
малым мячом.
«Играй, играй, мяч
Игра
«Играй,
не теряй».
играй, мяч не
теряй».

Осваивать
технику
различных упражнений
с мячом. Уметь играть
в подвижные игры с
мячом.

Подвижные
игры

ОРУ в движении и
Игры с прыжками на месте.
с использованием
Подвижная
игра
скакалки.
«Рыбак и рыбки».

Осваивать
технику
упражнений
со
скакалкой и прыжков
через скакалку.

Подвижные
13
игры

Общая
физическая
14 подготовка

Общеразвивающие
ОРУ в движении
Уметь
играть
упражнения.
Подвижная
игра подвижные игры
Подвижная игра
«Третий лишний». бегом.
«Третий лишний».
Правила
безопасности на
занятиях
общей
физической
подготовкой.

Инструктаж
по
технике
безопасности
на
занятиях
общей
физической
подготовкой.

Развитие силовых
ОРУ в движении
способностей.
по
Ползание
по Ползание
гимнастической
гимнастической
скамейке
скамейке.
различными

в
с

Осваивать
технику
безопасности.
Различать
упражнения
по
воздействию
на
развитие
основных
физических качеств.
Осваивать
технику
ползания
по
гимнастической
скамейке. Проявлять

способами.

Общая
15 физическая
подготовка

Организация
и
16 проведение
спортивных
мероприятий

Развитие силовых
способностей
и ОРУ в движении
гибкости.
Лазание
по
Лазание
по гимнастической
гимнастической
стенке.
стенке.
Спортивный
праздник «Папа,
мама,
я
спортивная
семья».

силовые способности.
Осваивать
технику
лазания
по
гимнастической стенке.
Проявлять
способности
гибкость.

силовые
и

Эстафеты
и
спортивные
Общаться
и
конкурсы
между взаимодействовать в
семейными
игровой деятельности.
командами.

3 четверть

17

Баскетбол

Инструктаж
по
технике
безопасности
на
Правила
занятиях
безопасности на баскетболом.
занятиях
Понятия: что такое
баскетболом.
баскетбол,
цель
игры,
правила
Специальные
передвижения без игры.
мяча.
Бросок мяча снизу

Осваивать
технику
броска и ловли мяча.
Различать
упражнения
по
воздействию
на
развитие
основных
физических качеств.

Бросок мяча снизу на месте. Ловля Проявлять
координационные
на месте. Ловля мяча на месте.
способности.
мяча на месте.
Игра «Бросай –
поймай».

18 Баскетбол

Передача мяча снизу
на месте. Ловля мяча
Бросок
Передача
мячана месте.
снизу
на
месте.мяча в щит.
Ловля мяча на месте. Игра «Бросай –
Бросок мяча в щит. поймай».
Развитие
координационных

Осваивать
технику
передачи, ловли и
броска мяча в щит
мяча.

способностей.

19 Баскетбол

ОРУ.
Передача
снизу
на
Бросок мяча в мяча
месте. Ловля мяча
корзину.
на месте. Бросок Осваивать
технику
Тестирование
мяча в корзину.
передачи, ловли и
силовых
броска мяча в корзину.
Тестирование:
способностей:
бросок
бросок
Демонстрировать
баскетбольного
баскетбольного
бросок баскетбольного
мяча
двумя
руками
мяча
двумя
мяча двумя руками изруками
из-за из-за головы на за головы на дальность.
головы
на дальность.
дальность.
Игра «Бросай –
поймай».

Эстафеты
и
спортивные
Организация Спортивный
конкурсы
с
и
и
праздник «Страна передачей, ловлей, Общаться
20 проведение баскетболия».
взаимодействовать в
ведением
спортивных
игровой деятельности.
баскетбольного
мероприятий
мяча
между
командами классов.
Осваивать
технику
передач,
ловли
и
Эстафеты
с ведения
передачами, ловлей баскетбольного мяча.
и
ведением Проявлять
баскетбольного
координационные
мяча.
способности.
ОРУ в движении.
Общая
физическая
21 подготовка

Развитие
координационных
способностей.

ОРУ в движении

Общая
22 физическая
подготовка

Тестирование
координационных
способностей.

Осваивать
технику
передач, ловли и ведения
баскетбольного
мяча.
Проявлять
координационные
Эстафеты
с способности.
передачей, ловлей Демонстрировать
и
ведением прыжки в сторону через
баскетбольного
линию за 20 сек.
мяча.
Тестирование:
прыжки в сторону
через линию за 20
сек.

Общеразвивающие
Подвижные упражнения.
23 игры
Подвижная игра
«Два мороза».

ОРУ в движении

Уметь
играть
Подвижная
игра подвижные игры
бегом.
«Два мороза».

Общеразвивающие ОРУ в движении
Уметь
играть
Подвижные упражнения.
24
игра подвижные игры
игры
Подвижная
игра Подвижная
бегом.
«Космонавты».
«Космонавты».
Организация
и
25 проведение
спортивных
мероприятий

в
с

в
с

Спортивный
праздник:
Спортивные
Общаться
и
«Проводы русской конкурсы
между взаимодействовать в
зимы
- командами классов. игровой деятельности.
масленица».

4 четверть

26

Бадминтон

27 Бадминтон

Правила
безопасности
занятиях
бадминтоном.

Инструктаж
технике
безопасности
на занятиях
бадминтоном.

по
на

Осваивать
технические приемы и
Понятия:
ракетка, умения
по
цель
и взаимодействию
в
Отбивание волана волан,
парах.
ракеткой
над правила игры.
собой и в паре.
Отбивание
волана
ракеткой над собой и
в паре.
ОРУ в движении
Перекидывание
волана ракеткой Перекидывание
ракеткой
через сетку в паре. волана
через сетку в паре.
ОРУ в движении

28 Бадминтон

Подача волана.

Специальные
упражнения.
Подача волана.

Мини29 футбол

Инструктаж
по
Правила
технике
безопасности на
безопасности
на
занятиях
минизанятиях
мини-

Осваивать технические
приемы и умения по
взаимодействию
в
парах.
Осваивать
технические приемы и
умения
по
взаимодействию
в
парах и в четверке.
Осваивать
технику
владения мячом и
универсальные
умения
по

футболом.

футболом.

Удар
по ОРУ в движении
неподвижному и
Понятия:
цель,
катящему мячу.
правила
игры,
площадка, состав
команды в минифутболе.

взаимодействию
парах и команде.

в

Специальные
упражнения
в
парах. Эстафеты.
ОРУ в движении.

30

Минифутбол

Осваивать
технику
владения мячом и
Специальные
Остановка мяча, упражнения
в универсальные
ведение мяча.
по
парах. Эстафеты с умения
взаимодействию
в
ведением
футбольного мяча. парах и команде.
ОРУ в движении.

31

Минифутбол

Осваивать
технику
Специальные
владения мячом и
упражнения
в универсальные
Удары по воротам.
парах.
умения
по
взаимодействию
в
Игра
в
миникоманде.
футбол.

Турнир по миниОрганизация
футболу
среди
и
Общаться
и
Турнир по мини- команд классов по
32 проведение
взаимодействовать в
футболу.
правилам проекта
спортивных
игровой деятельности.
«Мини-футбол
в
мероприятий
школу»


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».